Марыкины

 (материал взят из воспоминаний Владимира, Валерия и Анатолия Марыкиных, из статей Рогнединской газеты "Новый путь", а также портала «Память народа»)

           Зачинателем династии был прадед Федор Акимович Марыкин (1903 г.р.). Он с супругой Еленой (все звали её Алёнкой) Митрофановной (в девичестве Вяжанская) жили в деревне Лутовиновка Брянской области.

 


деревня Лутовиновка

 Отец семейства работал в колхозе председателем сельсовета. К началу войны местом жительства стала деревня Владимировка.

 В семье было пятеро детей:

Иван (30.10.1925 г.р.)

Нина (1931 г.р.)

Анатолий (1934 г.р.)

Раиса (1938 г.р.)

Вера (скончалась в начале войны – маленькой).

 

Дом Марыкиных в д. Владимировка

(фото 2000-х годов, из группы д. Владимировка, сайта «Одноклассники»)

 ***

Из воспоминаний сына Марыкина Анатолия Фёдоровича (все звали его Вилик):

«В бедовые годы мама - Елена Митрофановна умела мучную болтанку «совостожить» (означает оно что-то вроде соорудить, сварганить) - её словечко, да какой-нибудь коры молотой добавить, да зелёных травок - «барашек», да чтобы погорячей всё было. Тут тебе и приправа, и приварок, и варево — и еда, и питие одновременно. Выхлебают, бывало, в семь ртов чугунок — и хорошо, и сыть по телу, и на душе веселей. Так и спасались потихоньку — все гурьбой и рядышком.  

А ещё знала мама какую-то особенную, редкостную, только ей, наверное, ведомую траву-зарю. Ранним утром уходила собирать её, и всегда говорила, что «трава эта росная, слёзная, молитвенная, человеку силы подаёт…»

И вправду, видать, подавала, коль все страсти они пережили, ни от голода, ни от холода не пропали, не сгинули — ни в плену немецком, ни тогда, после войны, обитая в землянках возле родных пепелищ. Это потом посытней стало, когда к жизни возвращаться начали, когда у людей свои очаги затеплились.

Елена Митрофановна с сыновьями Иваном и Анатолием


Война ворвалась в их родную Владимировку страшным пожаром — казалось, вся деревня разом утонула в огне. В тот день Анатолий с пацанами раков ловили на Ореховом озере. Солнце, тишь, тёплый ветерок, плеск воды в камышах. Иван ждал отца Фёдора Акимовича, вечером на Десну порыбачить собирались, как тот вернётся с фермы, обещал пораньше.

И вдруг - истошные крики: деревенский пастух Архип бежит с горки, руками размахивает, что-то, не переставая, орёт, бледное лицо перекошено. Дети ничего не поняли, только перепугались насмерть. Тут мать Елена Митрофановна и старший брат Иван все поняли, схватили в охапку малышей - и на просёлочный тракт, надо было уходить, потому что близ деревни красноармейцы уже разворачивали пушки, спешно рыли окопы. Началась война.

И разломилась надвое судьба многодетной семьи Марыкиных.

Отец - Федор Акимович деловито осмотрел свой рюкзак, окинул прощальным взглядом родное гнездо и сказал, глядя старшему сыну Ивану в глаза: "Остаёшься дома за старшего. Мать слушайся. Помогай". Десятилетняя Нина заплакала. Лишь трёхлетняя Рая да крошечная Клава не понимали, какая беда вошла в их дом. За околицей Федор Акимович снова обратился к сыну: «Держись, мужик. Все на тебя оставляю. Не огорчай мать.»

На фронт он ушёл 28 июня 1941 года. С войны так и не вернулся, считался пропавшим без вести с 1942 года.

***

Сентябрь 1941 года. Стонами и плачем огласилась деревня Владимировка, в неё вошли гитлеровские захватчики. Они грабили, издевались, убивали советских людей.

Ушёл в партизаны старший сын Иван.

Во время войны Елену Митрофановну, как мать партизана, вместе с малолетними детьми гитлеровцы дважды выводили на расстрел, но Бог миловал. Она рассказывала: «Постреляют над головой, а потом – матка – домой!».

Перед освобождением Брянщины её с дочками и маленьким Толиком гитлеровцы угнали в концентрационный лагерь в пригороде Богушевска, в Белоруссии (по версии Анатолия Марыкина, а со слов Валеры Марыкина – в Прибалтику). Это было страшное испытание. Ознобный холод голодной смерти, смерти от побоев и болезней подстерегал каждодневно. Издевательства и унижения злобной тенью следовали за каждым узником, переплетаясь со страшными «узорами», колючей проволоки того проклятого места.

Но все-таки они остались живы, освобождены Красной Армией и возвратились, на родную, израненную, черной золой запорошённую и давно заждавшуюся их землю. И заново строили жизни, и поднимались на ноги, и росли, и выросли. И в люди вышли.

***

Всех в роду Марыкиных занимала судьба Федора Акимовича Марыкина. Большие усилия к поиску захоронения своего деда приложил его внук Марыкин Владимир Иванович уже в 2000-х годах.

Оказалось, что Федор Акимович не пропал без вести, а погиб в бою, провоевав на фронте 9 месяцев. Что подтверждала изученная Владимиром Ивановичем Книга памяти Брянской области, там было указано и место гибели Федора Акимовича - д. Дубинки. Но ни области, ни района не указано.

 
Запись в Книге памяти Брянской области

 Рогнединский военком по просьбе Владимира Ивановича сделал запрос в архив Министерства обороны. Ответ пришёл такой же: «Место гибели - д. Дубинки».

 Владимир Иванович решил посмотреть на почте перечень населённых пунктов России и нашёл несколько деревень с таким названием: в Калужской, Сумской и Тернопольской областях.

Помня сказанное когда-то бабушкой, что «мужиков нашей деревни призвали защищать Москву», рассудил, что в данном случае речь может идти о деревне, расположенной ближе к Москве. Остановился на Калужской области. Сделал туда запрос в областной военный комиссариат. На него ответили, что д. Дубенки находится в Ягодинской сельской администрации Ульяновского района Калужской области.

Следующий запрос сделал Владимир Иванович военкому Ульяновского района. В ответе было сказано, что в списках, захороненных в д. Дубенки Марыкин Федор Акимович не значится, но числится в списках, перезахороненных в 1965 году (поднятых на месте боя и перенесённых на центральную усадьбу) в д. Ягодное Ульяновского района.

Связавшись с Ягодинской сельской администрацией от заместителя главы сельской администрации Антонины Фёдоровны Захаровой услышал долгожданную информацию: «Числится красноармеец Марыкин Федор Акимович, 1903 года рождения, русский, уроженец д. Владимировка Рогнединского района. Призван Рогнединским военкоматом 28 июня 1941 года. Погиб в бою 14 марта 1942 года».

Спустя какое-то время, накануне 70-летия Победы, Владимир Иванович отправился с племянником в Ягодное, на поклон к деду…

По его словам, «Слева и справа, как часовые, вдоль дорог Ульяновского района Калужской области на каждом шагу стоят обелиски. Жаркие бои здесь были. Дорог нескончаемо много, но словно Бог перстом указывал, куда нам ехать.

Встречающиеся на нашем пути люди, на вопрос: «Как проехать в Ягодное?», проявляли живое участие и до мельчайших подробностей разъясняли, понимая, что едем на братскую могилу. Незнакомые для нас люди в одночасье становились родными.

Проехали по мосту через речку Вытебеть, увидели обелиск. На постаменте из красного кирпича фигура солдата, в левой руке – каска, в правой держит автомат. Склонённая голова. За металлической оградой братской могилы размером десять на десять метров покоятся останки 1024 человек. На мемориальных мраморных плитах сотни имён. Нашли фамилию деда Марыкина Федора Акимовича. Возложили цветы. Постояли, высыпали привезённую из деревни Лутовиновки землю, где Федор Акимович жил до войны, взяли земли, в которой он теперь покоится, сфотографировались на память…».

На поклон к деду

 Деревня Ягодное находится в долине между высотами. Недалеко деревня Дубенки, где погиб Федор Акимович и сотни бойцов. Во время Великой Отечественной для всех их это была родная земля. За пядь родной земли они все и погибли.

Вот так спустя почти 70 лет после Победы в д. Ягодное нашлась могила Марыкина Федора Акимовича.

 Мы нашли документы на портале «Подвиг народа», связанные со службой  Федора Акимовича и выяснили, что прадед служил красноармейцем 1178 стрелкового полка, 380 стрелковой дивизии, 61 армии.

Донесение о безвозвратных потерях младшего и рядового состава 1178 стрелкового полка, 380 стрелковой дивизии, 61 армии



Паспорт воинского захоронения в д. Ягодное

***

Старший сын Федора Акимовича Иван Фёдорович Марыкинучастник партизанского движения на Брянщине. после войны женился на Горшковой Полине ИвановнеВ семье родились сыновья Валерий, Александр и Владимир.

***

Распахнутая даль судьбы казалась необозримой после войны второму сыну Федора Акимовича Анатолию Фёдоровичу Марыкину. Он отслужил в армии на Северном флоте, окончил курсы водителей, работал в Удмуртии, потом в Казахстане, на целинных землях, по комсомольской путёвке. Затем – три года учёбы в партшколе, после чего Анатолий Федорович работал в деревне Лутовиновке на должностях председателя сельского Совета, инженера по технике безопасности, председателя рабочего комитета. С женой, Татьяной Семёновной (работала учителем), вырастили двоих замечательных сыновей - Игоря и Владимира.

Иван Федорович с братом Анатолием и его женой Татьяной Семёновной


***

Иван Федорович с сестрой Раисой






Комментариев нет:

Отправить комментарий