История одного поиска (воспоминания Марыкина В.И.)


Зачинателем их династии был дед, Федор Акимович Марыкин, ушедший в сорок первом на фронт и долгое время считавшийся без вести пропавшим.
— Всех в нашем роду занимала судьба деда Федора. После выхода в свет книги памяти нашел новые данные о нем, — рассказывает Владимир Иванович. – Оказалось, что дед не пропал без вести, а погиб в бою, провоевав 9 месяцев. Было указано и место гибели — д.Дубинка… Ни области, ни района. Рогнединский военком по моей просьбе сделал запрос в архив Министерства обороны. Ответ пришел такой же: «Место гибели — д.Дубинка». Решил посмотреть на почте перечень населенных пунктов. Нашел несколько деревень с таким названием: в Калужской, Сумской и Тернопольской областях. Помня сказанное когда-то бабушкой, что «мужиков нашей деревни призвали защищать Москву», рассудил, что в данном случае речь может идти о деревне, расположенной ближе к Москве. Остановился на Калужской области. Сделал запрос в областной военный комиссариат. На него ответили, что д.Дубинка находится в Ягодинской сельской администрации Ульяновского района Калужской области. Следующий запрос сделал военкому Ульяновского района. В ответе было сказано, что в списках захороненных Марыкин Федор Акимович не значится… Когда же служащие военкомата Ульяновского района догадались посмотреть и фамилии перезахороненных в 1965 году (поднятых на месте боя и перенесенных на центральную усадьбу в д.Ягодное) среди них они обнаружили и фамилию моего деда. Я этого не знал. Однажды по телефону связавшись с Ягодинской сельской администрацией, спросил, есть ли у них в списках красноармеец Марыкин (имя и отчество не назвал преднамеренно). От заместителя главы сельской администрации Антонины Федоровны Захаровой, проверившей дополнительные списки, услышал: «Числится красноармеец 1178 СП 380 СД Марыкин Федор Акимович, 1903 года рождения, русский, уроженец д.Владимировка Рогнединского района. Призван Рогнединским военкоматом 28 июня 1941 года. Погиб в бою 14 марта 1942 года»…
Спустя какое-то время, накануне 70-летия Победы, Владимир Иванович отправился с племянником в Ягодное, на поклон к деду…
По его словам, слева и справа, как часовые, вдоль дорог здесь на каждом шагу стоят обелиски – знать, жаркие бои были.
«Дорог нескончаемо много, но словно Бог перстом указывал, куда нам ехать…
…Проехали по мосту через речку Вытебедь и племянник, у него глаза помоложе, сразу увидел обелиск. На постаменте из красного кирпича фигура солдата, в левой руке – каска, в правой держит ППШ. Склоненная голова. За металлической оградой братской могилы размером десять на десять метров, которая пребывает в хорошем техническом состоянии, как нам сказали местные жители, покоятся останки 1020 человек… На мемориальных мраморных плитах сотни имен. Нашли фамилию деда. Возложили цветы. Постояли, высыпали привезенную из Лутовиновки землю, где Федор Акимович жил до войны, взяли земли, в которой он теперь покоится, сфотографировались на память…
Деревня Ягодное находится в долине между высотами. Недалеко деревня Дубинка, где погибли мой дед и сотни бойцов. Среди них Герой Советского Союза, командир экипажа тяжелого бомбардировщика ПЕ-2, украинец, старший лейтенант Покалятный.
Во время Великой Отечественной для него, для всех их это была родная земля. За пядь родной земли они все и погибли.
Не могу не сказать вот о чем. Встречающиеся на нашем пути люди, на вопрос: «Как проехать в Ягодное?», проявляли живое участие и до мельчайших подробностей разъясняли, понимая, что едем на братскую могилу. Незнакомые для нас люди в одночасье становились родными, а может, они ими были всегда…

Статья из газеты "Новый путь"