Сперанский Игорь Васильевич (младший) с семьей - школьные годы
Игорь (слева) с братом Юрием
На военную службу поступил в 1939 году.
В мае 1941 года закончил 2-е Ленинградское авиационно-техническое училище им. Ленинского Краснознаменного Комсомола и получил специальность механик по вооружению.
Выпуск авиационно-технического училища, май 1941 года |
22 июня началась Великая Отечественная война, дед воевал до Победы, в звании старшины тех. службы и в должности механика авиавооружения 179-го Гвардейского истребительного авиационного полка на Западном, 1-ом и 2-ом Украинском фронтах.
Их авиационный полк участвовал в освобождении наших городов от фашистов, а также во взятии городов Варшава, Бухарест, София, Прага, Белград, принимал участие в операциях:
- Яссо-Кишиневская операция с 20 августа 1944 года по 29 августа 1944 года;
- Белградская операция с 28 сентября 1944 года по 20 октября 1944 года;
- Дебреценская операция с 6 октября 1944 года по 28 октября 1944 года;
- Будапештская операция с 29 октября 1944 года по 13 февраля 1945 года;
- Западно-Карпатская операция с 12 января 1945 года по 18 февраля 1945 года;
- Балатонская операция с 6 марта 1945 года по 15 марта 1945 года;
- Братиславско-Брновская наступательная операция с 25 марта 1943 года по 5 мая 1945 года;
- Пражская операция с 6 мая 1945 года по 11 мая 1945 года;
Дед готовил самолеты к вылету. Он отлично знал и грамотно эксплуатировал материальную часть вооружения самолетов МИГ-3, Харрикейн и ЯК-1.
ХАРРИКЕЙН
МИГ-3
ЯК-1
Характеризовался командованием полка как трудолюбивый, инициативный и помогающий другим человек. За честный безустанный труд имел ряд благодарностей от командования полка и эскадрильи.
Игорь с боевым товарищем |
30 сентября 1943 года дед был награжден медалью «За боевые заслуги» за то, что он за время боевой работы обслужил 402 боевых самолето-вылета без единого отказа и задержки вооружения в воздухе, кроме того им было восстановлено вооружение на 4 самолетах поврежденных при выполнении боевого задания раньше установленного срока (Приказ 179 ИАП Западного фронта №: 05/н от: 30.09.1943).
В апреле 1944 года Сперанский И.В. был представлен к награждению Орденом Красной Звезды за то, что за время боевой работы полка обслужил 870 боевых самолето-выпусков, без единого отказа авиавооружения. Из них с августа по декабрь 1941 года на МИГ-3 - 250, с апреля 1942 года по октябрь 1943 года на Харрикейн - 450 и с 17 марта 1944 года на ЯК-1 – 170 боевых самолето-выпусков. В результате безотказной работы авиавооружения, летчики самолетов которые обслуживает механик Сперанский сбили 10 самолетов противника, из них 3 самолета в апреле 1944. Лично отремонтировал 6 пулеметов и полностью восстановил авиавооружение на 4 самолетах. В итоге приказом 331 Истребительной авиационной дивизии №: 4/н от: 12.05.1944года мой дед был награждён медалью «За боевые заслуги».
Наградной лист Сперанского И.В. |
Приказ о награждении |
После награждения медалью «За боевые заслуги» в составе 1-го Украинского фронта в 1944 году Игорь Васильевич обслужил 572 боевых самолето-вылета без единого отказа авиавооружения, летчики звена в воздушных боях сбили 6 самолетов противника. Также произвел восстановительный ремонт на 5 самолетах.
В составе 2-го Украинского фронта работая временно заместителем старшего техника авиационной эскадрильи по авиавооружению обеспечил обслуживание 310 боевых самолето-вылетов, за это время летчиками эскадрильи было сбито 9 самолетов противника. Привел в боеготовность запущенное вооружение и восстановил дисциплину среди оружейного состава полка. Повседневно оказывал помощь специалистам оружейникам других эскадрилий.
«22 февраля 1945 года по личной инициативе ночью помогал оружейникам 2-й эскадрильи установить вооружение на самолете ЯК-9т для быстрого ввода его в строй» - это лишь сухие строки из наградного листа, а вот что рассказывала бабушка Лида об этом подвиге: советский летчик летел ночью с боевого задания и не дотянул до своего аэродрома, сделал посадку на нейтральной полосе, ближе к немцам. Ночью он добрался до своих и доложил об этом командиру. Чтобы самолет не попал в руки к немцам, было решено послать добровольцев и в сложных условиях перетащить вручную самолет на свой аэродром. Это была личная инициатива Сперанского И.В. Добровольцы выполнили задание командира. Самолет не достался врагам.
За все это дед был удостоен правительственной награды Ордена Красной Звезды (Приказ 331 Истребительной авиационной дивизии 2 Украинского фронта №: 6/н от: 03.04.1945).
Наградной лист Сперанского И.В. |
Орден «Красной Звезды» Сперанского Игоря Васильевича |
После окончания войны в 1956 году дед находился на курсах в Монино.
В Кинешме работал на керамическом заводе «Поликор» слесарем. Когда у дедушки было хорошее настроение, он всегда напевал военную песню авиамехаников:
«Граждане, послушайте меня,
механик самолета - это я.
Целый день машину лажу
и тавотом штоки мажу
вся спина в тавоте у меня».
24 октября 1949 года Сперанский И.В. женится на Сеткиной Лидии Александровне.
Бабушка Лида
Сперанские Игорь и Лидия
В 1950 году в семье появился сын, и его, назвали Николаем (так просила мать Игоря - Клавдия).
У Николая родилось двое детей – Светлана и Владимир и двое внучек – Аня и Лиза.
В 1982 году Игоря Васильевича не стало. Я только пошла в первый класс...
* * *
Свои воспоминания о дедушке я нежно храню в памяти. Их совсем немного, но они все окутаны любовью ко мне, первой внучке: мы гуляем во дворе старого дома на Смольной. Квартира 8 на втором этаже, все скромно. Запах папирос, дед всегда курил у окна. Что-то рассказывал, как воевал, показывал в ноге "дырку", говорил пуля застряла. Помню громадный стол посреди комнаты, за котором он сидит, с любовью смотрит на меня, а я рядом, что-то рисую. И кажется, что ничего лучше быть не может.
Комментариев нет:
Отправить комментарий