Храм Спас-на-Сенной


Сенная площадь была построена в 30-х годах 18 века и являлась крупнейшим торговым местом Петербурга. Крестьяне приезжали сюда продавать плоды своего земледелия и животноводства. На площади находились сотни лавок, в которых торговали продовольствием, посудой и другими предметами быта. Район, примыкающий к площади разрастался, в связи с чем возникла потребность в строительстве церкви. Купцы с Сенной площади настойчиво обращались к городским властям с просьбой о постройке церкви с 1743 года, и получили разрешение на её строительство лишь спустя 8 лет. 

Первая церковь Спаса Происхождения Честных Древ была деревянной. Купленная готовой на Выборгской стороне, после переноса она была освящена 18 июля 1753 года на новом месте. Двумя днями позже 20 июля была торжественно произведена закладка архиепископом Сильвестром каменного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы, сооружавшегося на средства богатого откупщика Саввы Яковлева. С. Яковлеву принадлежали южная половина площади и весь квартал от Садовой до Фонтанки между Гороховой улицей и Обуховским проспектом. В народе церковь называли также Спасом-на-Сенной, или, в обиходе – Спасо-Сенновской.

Строительство велось под руководством знаменитого русского архитектора А. В. Квасова, хотя некоторые авторы предполагают возможное участие Ф. Б. Растрелли на основании присутствия некоторых элементов стиля бароко, а также факта, что Растрелли возводил неподалёку особняк Яковлева. Внешне храм Спаса-не-Сенной был закончен в 1762 году, в год восшествия на престол Императрицы Екатерины II. 20 октября 1764 г. был освящен придел преподобного Саввы освященного, небесного покровителя храмоздателя. 5 декабря 1765 года был освящен главный храм во имя Успения Божией Матери. Образа в иконостас центрального придела исполнил известный иконописец М.Л. Колокольников.Величественное и просторное здание церкви увенчивали пять куполов, расположенных на многогранных барабанах. Высота ее до креста главного купола составляла 23 сажени 2 аршина (приблизительно 50 метров).В течение XIX века храм неоднократно перестраивался.В 1816—1817 годах архитектор Л. Руска создал проект частичной переделки здания, соединив вместе тёплую и холодную церкви. К тому же вход в церковь украсил многоколонный портик с фронтоном, повторяющий очертания портика гауптвахты, возвёденной зодчим на противоположной стороне Садовой улицы. Эта композиция, уникальная в градостроении того времени, выполняла очень конкретную задачу. Сенная площадь в то время являлась первым местом в городе, куда приезжали путешественники со стороны Московской дороги, и первыми главными “воротами” Петербурга. Именно этой дорогой возвращалась в Петербург после коронации в Москве Екатерина Великая. Ее встречала звоном колокольня, а затем в еще не достроенном храме – третий ярус и купола стояли в лесах – был отслужен молебен с участием императрицы.В 1833-1835 годах Успенский храм был расширен по проекту архитектора А.И. Мельникова. Перестройке подверглись купола и своды, в парусах которых академик С.А. Безсонов написал изображения евангелистов. Перестраивались также Спасский (освящен 14 января 1822 г.) и Михайло-Архангельский придел , который был вновь освящен 14 февраля 1835 года (выстроен арх. П.Ф. Воцким на средства коммерции советника Михаила Ивановича Новикова). Третий ярус колокольни также был перестроен в эти годы. Колокольня приобрела более стройный силуэт, ставший неотъемлемой частью петербургской панорамы.1867-1871 годах Спас-на-Сенной перестраивался еще раз по проекту петербургского епархиального архитектора Г.И. Карпова. При нем была начата капитальная переделка верха храма и колокольни: деревянные конструкции были заменены кирпичными, немного изменена форма глав и переделаны портики. Лепные работы выполнили Сильвестр Косолапов и Иван Балин, роспись и реставрацию икон произвел акад. В.В. Васильев. Во время перестройки храма сначала возобновляли главную церковь, а затем по освящении ее, и малую, переднюю от западного входа. Возобновление храма производилось четыре года. Все пять престолов были сняты с мест, и поэтому освящение каждого из них было полным.В результате этого комплекса переделок, по мнению некоторых современников, к началу XX века архитектура здания утратила стилистическое единство. Тогда же колокольня храма приобрела свое «тоновское» завершение в виде луковичных главок. Позднее, в 1960-х годах, эта деталь сыграет роковую роль в судьбе храма. Русско-византийский стиль уменьшит по мнению специалистов и архитекторов ценность храма Успения как памятника архитектуры. Перестройка 1867-1871 годов была последней, после нее храм больше не перестраивался, сохраняя свой облик вплоть до 1960-х годов. Тогда же на месте церковного сада был выстроен четырехэтажный дом причта Спасо-Сенновской церкви (современный адрес – Садовая, дом 40) .В 1897-1898 архитектором В.В. Виндельбандтом к храму были пристроены бетонные тамбуры, а купола обиты золоченой медью.В 1902-1903 были И.И. Яковлевым удлинены боковые приделы, произведен ремонт и реставрация образов. Храм Спас-на-Сенной украшал высокий вызолоченный иконостас, выполненный в стиле барокко с иконами середины XVIII века, который считался одним из лучших в столице. Также был установлен престол с золочёной ротондой, украшенной серебряными барельефами, отличавшийся совершенством художественной чеканки. Весивший более 100 килограммов, уникальный престол был пожертвован создателем храма Саввой Яковлевым в 1786 году. Яковлев также преподнёс храму плащаницу малинового бархата, шитую серебром, золотом и жемчугом. Для этой плащаницы в 1856 году была изготовлена известным ювелиром Ф. А. Верховцевым новая гробница из серебра весом около 115 кг. По образцу этой гробницы позже была исполнена гробница для Исаакиевского собора.Из образов более всего в храме почитались: Местный образ Успения, обрамлённый в золочёную серебряную раму с осыпанной жемчугами ризой; список Тихвинской Божией Матери из часовни; Образ Христа Спасителя, перед которым вологодское землячество молилось в память избавления в 1605 году их города от чумы.Помимо этого, художественной ценностью обладали большие иконы «Погребение Спасителя» и «Преподобнй Андрей, епископ Критский» кисти В. М. Пешехонова, а также картины художника Г. Г. Мясоедова. Выдающейся ценностью храма были также колокола. Среди пятнадцати колоколов храма были лучшие образцы произведений отечественного художественного литья. Самый большой из них был отлит в Москве на заводе Ясона Струговщикова и весил 8 900 кг.Спасо-Сенновская церковь была мощным социально-культурным центром Петербурга:В 1820-х годах при церкви существовало приходское духовное училище. При Спасо-Сенновской церкви в декабре 1871 года было учреждено Благотворительное общество для вспоможения бедным прихожанам (начало действовать 16 декабря 1873 года). При Обществе существовали богадельня для старых женщин и приют для детей.

После революции все ценности из этой богатейшей церкви, несмотря на сильное сопротивление прихожан, были изъяты. В начале ХХ века причт Успенского храма просил возвести церковь в ранг собора, но только в 1923 году этот ранг был получен благословением Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Спасо-Сенновский храм с ноября 1923 г. до закрытия в апреле 1938 г. принадлежал обновленцам. В 1933 г. одиннадцать колоколов его общим весом 1 200 пудов были сданы в Госфонд и, очевидно, пошли в переплавку. Храмовые иконы в 1936-1938 гг. передавались в Спасо-Преображенский собор и в городские музеи. В апреле 1938 решением Леноблисполкома храм закрыли и сняли с охраны.

Церковь на Сенной площади была взорвана январьской ночью 1961 года по причине строительства станции метрополитена «Площадь Мира». Заранее была снята кровля из золота и меди. В настоящее время рядом с местом, где была церковь находится станция метро «Сенная площадь», переименованная 1 июля 1992 года вслед за площадью. Станция была открыта 1 июля 1963 года рядом с фундаментом храма: на него заходит лишь левый край ступеней. В память о взорванной церкви в 2003 году построена часовня. От названия церкви названы Спасского острова. Кроме этого, этот административный район Петербурга до 1917 года назывался «Спасская часть». Храм Спас-на-Сенной являлся доминантой Сенной площади, ориентиром для строительства близлежащих домов и традиционной части Петербурга. Потеряв свою доминанту площадь лишилась своей целостности, своего неповторимого облика, стала унылой. Многие петербужцы помнят этот темно-зеленый пятиглавый храм и проявляются усилия для его восстановления.

Использован материал с сайтов  drugoypiter.ru и https://www.spassennaya.com/

Комментариев нет:

Отправить комментарий